Одномоторный Ан-2 стал основным представителем легкой авиации не только в СССР, но и во многих других странах. Он производился также в Китае и Польше.

С 1947 года было выпущено около 18 000 самолетов в разных модификациях, что даже зарегистрировано в книге рекордов Гиннеса.
Ан-2 очень практичен, прост в обслуживании и безопасен. Название «кукурузник» досталось самолету от предшественников, которые также использовались в сельском хозяйстве, в том числе для выращивания кукурузы. Это второе название стало использоваться даже чаще, чем официальное — Ан-2.
Самолет проектировался с целью замены устаревшего У-2, который также использовался в сельском хозяйстве. К новому самолету предъявлялись повышенные требования, включая возможность взлетать с коротких грунтовых полос длиной менее километра.
Свой первый полет самолет совершил в 1947 году. 23 августа 1948 года АН-2 был принят в Гражданский воздушный флот СССР и стал поставляться Военно-воздушным силам. Как аппарат серийного производства, он впервые полетел 9 сентября 1949 года.
Основная причина длительного использования самолета Ан-2 заключается в его универсальности и способности садиться практически на любую полосу. Многие аэропорты в небольших населенных пунктах России, особенно в Сибири, не имеют взлетных полос для современных самолетов. Технические особенности АН-2 идеально подходят для полетов в такие труднодоступные места, и его вывод из эксплуатации означал бы отрезание этих городов от крупных центров.
Кроме того, самолет продолжает использоваться в сельском хозяйстве, как пассажирский транспорт, а также для доставки малогабаритных грузов.
Легкий и многозадачный АН-2 разрабатывался в 40-х годах прошлого века командой конструкторского бюро №53.
АН-2 является многофункциональным воздушным судном, используемым в сельском хозяйстве, спортивной авиации, а также в качестве пассажирского и транспортного самолета. Он также летает в составе военно-воздушных сил многих стран.
Технические характеристики:
- Длина: 23,53 м
- Размах крыла: 29,2 м
- Высота: 8,32 м
- Вес пустого самолета: 13,4 тонн
- Масса подготовленного: 21,8 тонн
- Максимальная скорость: 460 км/ч
- Возможная дальность полета: 1 850 км
- Максимальная численность экипажа: 3 человека
- Вместимость пассажиров: 52 человека
Самолет может садиться даже на неподготовленные грунтовые площадки. АН-2 способен взлетать с необустроенных аэродромов и обладает экономичным расходом топлива. Благодаря этим особенностям, кукурузник летал на Крайний Север, в Сибирь и Среднюю Азию. АН-2 имеет отличную тормозную систему, аналогичную автомобильной, что минимизирует пробег при посадке и взлете. В кабине экипажа имеются дополнительные выступы с остеклением, которые улучшают обзор.

Самолет Ан-2 изначально не проектировался как пассажирский, поэтому в нем не предусмотрен туалет. Более современные модели и VIP-вариации используют биотуалеты.
География полетов АН-2 впечатляет – он летает как в Африке, так и на Крайнем Севере. Это весьма неприхотливый самолет, который легко управляется и обслуживается. Кроме того, Ан-2 - редкий представитель авиации, во время полета на котором можно вживую увидеть работу экипажа.
АН-2, "Кукурузник" или «Аннушка» активно эксплуатируется по сей день.