Мировой рынок авиазапчастей
Рынок
авиационных комплектующих достаточно консервативен, поскольку в нём
присутствует жёсткий контроль, осуществляемый государственными органами,
ответственными за безопасность авиаперелётов. Но по своей структуре он похож на
рынок автозапчастей. Первое – это разделение рынка на первичный и вторичный
(так называемый Aftermarket); второе – деление по критериям изготовления
оригинальное - OEM (Original Equipment Manufacturer либо неоригинальное PMA —
Parts Manufacturer Approval (Одобренный производитель частей.
PMA запчасти не являются репликой, как многие считают. PMA
запчасти – это полный аналог (вплоть до состава сплава) OEM запчасти. Оно
полностью должно соответствовать требованиям к надежности и безопасности,
которые предъявляются к запасным частям и по качеству не должны уступать
оригинальным запчастям. Например, тормоза собранные из PMA запасных частей
должны пройти тоже самое количество циклов что и оригинальные и даже тормозной
путь должен быть одинаков.
Из истории
Институт одобрения производителей альтернативных запасных
частей появился сначала в США. В 1947 было получено одно из первых одобрений на
производство альтернативных запасных частей.
Одобрением производителей в настоящее занимается Федеральная
Авиационная Администрация (FAA) и ни один из производителей компонентов и/или
воздушного судна не может воспрепятствовать авиакомпании использовать PMA
компоненты, хотя и пытаются обойти это путём внесения соответствующего пункта в
договор лизинга.
В течение многих лет авиакомпании удовлетворяли возникающие
потребности путём покупки оригинальных деталей и оборудования непосредственно
производителей, но это было достаточно дорого. Авиакомпаниям приходилось
платить выставленную производителем стоимость, после чего ожидать доставки. При
таком подходе было необходимо сложное планирование и хранение запасов деталей в
больших количествах для подстраховки. Из-за неудобств, которые приходилось
испытывать авиакомпаниям, чтобы купить запчасти для вертолёта и прочей
авиатехники, произошло развитие рынка неоригинальных запчастей.
В сравнении с рынком OEM, сегмент PMA отличается удвоенной
привлекательностью для компаний, обеспечивающих ТО для авиасудов:
экономия финансовых средств (до 90% прямых расходов на
авиадетали);
значительное сокращение времени поставки в сравнении с OEM
производителями.
Формирование рынка PMA началось в середине 00-х годов, когда
стали разрабатываться и изготавливаться одноместные коммерческие либо
узкофюзеляжные самолёты, которые становятся востребованными всём мире.
Поскольку запчасти PMA имели стоимость намного ниже, чем
у оригинальных деталей) и более оперативные сроки поставки сначала начали
пользоваться спросом среди организаций, обеспечивающим технического
обслуживания и ремонт (ТОиР).
Сейчас магазины авиазапчастей PMA пользуются популярностью у
всех мировых авиакомпаний. В сравнении с 80-ми гг. объём мирового рынка
запчастей PMA вырос в разы. Европейский рынок авиадеталей PMA находится на
втором месте в мире по величине.
Некоторые специалисты считают, что общий объём глобального
рынка деталей для коммерческой авиации в ближайшие 5-6 лет превысит отметку в
50 млрд $. По прогнозам, ежегодный рост составит свыше 6%.
Прогнозы на развитие рынка авиаперевозок и рынка
авиазапчастей
На 2023 год количество эксплуатируемых коммерческих самолётов
составляло порядка 36 000. Развитие рынка авиазапчастей в долгосрочном периоде
обусловлено двумя важными факторами: старением авиационного парка и
возрастающим спросом на пассажирские и перевозки. По прогнозам
специалистов Boing с учетом восстановления рынка после пандемии к 2037 году
общая численность пассажирских и грузовых лайнеров
достигнет 48 тыс. 540 штук.
Несмотря на продолжающийся спад — в прогнозе примерно минус
20% на период до 2025 года, рынок услуг
авиаперевозок будет восстанавливается. По оценкам, это вызовет потребность не
только в
технике, но и в более чем 550 000 новых пилотах и более чем 710 000
высококвалифицированных технических специалистах в течение следующих 20 лет.
Мировая авиационная промышленность добилась значительного
повышения эффективности, а снижение глобальных выбросов CO2 в авиации с 1990
года сократилось на 53 %. Цель авиапроизводителей сегодня — достичь нулевого
уровня по этому показателю к 2050 году.
В будущем ожидается и увеличение числа полётов узкофюзеляжных
самолётов, из-за чего ускорится и износ воздушных судов. В результате для них повысится
спрос на рынке запчастей для данного вида самолетов.
Мировой авиапарк, как и раньше, будет создавать большой спрос
на Техническое
обслуживание и ремонт, авиасервисы, инжиниринг, капремонт и модернизацию
летательных аппаратов.
Различные эксперты по рынку авиасервиса считают, что мировой
рынок инжиниринга и ТОиР оценивается примерно на 2,5 трлн. $. При этом
охватываются все детали, связанные с ремонтом и поддержанием элементов техники
и лётной годности летательных аппаратов. К тому же, прогнозы компании Boeing
позволяют предположить, что в ближайшее 20 лет сегмент коммерческих
сервисов, среди которых ТОиР, поднимется до объёма свыше 9 трлн $. Ежегодная
динамика повышения этого рынка составит свыше 4%.
Из-за того, что на обеспечение эффективного и безопасного
использования летательных аппаратов вводятся все более жёсткие правила,
авиаперевозчики обязаны проводить надлежащее ТО и ремонт коммерческих
самолётов. Это позволяет рынку запчастей расти.