
Рынок запчастей к российским вертолетам
Рынок запчастей к российским вертолетам
На глобальном рынке сегмент, относящийся к гражданским
вертолётам, занимает особое место. Хотя очень немногие способны купить
собственный вертолёт и содержать его (за год во всём мире продают примерно 1000
единиц такой техники), из-за повышающегося спроса на авиаперевозки малая авиация развивается на
всех уровнях: техническом, законодательном и инфраструктурном.
Данные, полученные в результате исследования НИУ ВШЭ,
проводившегося в 2019 году, показали, что доля Российской Федерации на
глобальном рынке вертолётов гражданского назначения составляет примерно 3% от
всего объёма экспорта в мире. А вот ситуация в сегменте, занимающемся
изготовлением военных вертолётов, иная – за последнее десятилетие холдинг
«Вертолёты России» выпустил со своих заводов 22% от всего мирового авиапарка
военной техники.
Потребность в расширении и обновлении вертолётной отрасли,
возникшая из-за спроса населения на авиаперевозки, приводит к тому, что
государство получает стимул к созданию новых программ развития.
В 2017 году стартовала программа, направленная на развитие
санитарной вертолётной авиации. В соответствии с ней, регионы получают
субсидии, предоставляемые федеральным бюджетом. В дальнейших планах – создание
программы по освоению Арктики.
Вместе с этим, государство демонстрирует лояльность к
развитию вертолётного рынка и на уровне законодательства. С 1 января 2020 г.
был отменён НДС на ввоз в страну авиатехники, которую нужно регистрировать в
открытом официальном реестре судов России. С этого же дня сняли и требование на
обложение налогом зарубежных запчастей и авиадвигателей. В результате всех этих
изменений цена на вертолёты и их техническое обслуживание уменьшилась на 20%.
Принятые меры оказывают существенное влияние на интерес потребителей в
отношении малой авиации.
Реализацией запчастей для вертолётов занимается единственный
отечественный разработчик – холдинг «Вертолёты России». Он же обеспечивает
серийное производство вертолётной техники. Компания объединяет 5 заводов по
изготовлению вертолётов: «Роствертол» (Ростов), авиазавод в Улан-Удэ,
вертолётный завод в Казани, авиационное производство в Кумертау и авиакомпания
«Прогресс».
Таким образом, в России отрасль, занимающаяся строительством
вертолётов, сосредоточена внутри единственной корпорации и пребывает под почти
прямым контролем государства.
Реализация запчастей для вертолётов
Около половины всей прибыли ведущих мировых организаций,
занимающихся вертолётостроением, приходится именно на поставку деталей для
авиатехники, техническое обслуживание, а также проведение ремонтных работ,
логистику и курсы по обучению персонала.
Эксперты в данной сфере считают, что в наши дни рынок услуг
послепродажного обслуживания (сюда входит Техническое обслуживание и ремонт
(ТОиР), а также продажа запчастей, проведение капремонта, обучение персонала,
работающего в авиации, и модернизация вертолётов) может оцениваться
приблизительно в сумму 3 млрд $ за год. Также
считается, что в ближайшие несколько лет данный показатель может увеличиваться
на 2-3% в год после спада рынка, вызванного пандемией.
В наши дни потребность в создании успешной конкуренции на
глобальном рынке вынуждает отечественные компании, занимающиеся
вертолётостроением, активнее работать над вопросами организации послепродажного
обслуживания. Таким образом они переходят от стандартной
продажи вертолётов к реализации всего жизненного цикла (он включает
изготовление, обслуживание, поставку запчастей, ремонт и утилизацию).
Первым важным нюансом такого подхода является то, что
обеспечение доступного, качественного и оперативного послепродажного
обслуживания в период всего жизненного цикла вертолёта является очень важным
фактором при принятии решения о покупке вертолётной техники.
Вторым нюансом является то, что в данный момент мировой рынок
производства вертолётов находится на спаде. Поэтому эксперты в данной отрасли
отмечают, что нет смысла рассчитывать на то, что прибыль от продаж новых вертолётов в ближайшие годы
серьёзно увеличится. В связи с этим динамика увеличения объёмов
послепродажного обслуживания становится ещё более значимой. Хотя нужно
понимать, что основная
часть доходов холдинга по-прежнему будет связана именно с продажей вертолётов.